Самообразование
САМООБРАЗОВАНИЕ И ТВОРЧЕСКИЙ ПОИСК ПЕДАГОГА
Самообразование-процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности.
Преуспевать в современном мире без него невозможно. Стремление к новым знаниям, совершенствование в своем профессиональной сфере, приобретение новых навыков, необходимо для современного человека.
Сущность самообразования заключается в умениях самостоятельно добывать знания из различных источников, воплощать их в практической деятельности, совершенствуя профессиональное мастерство.
Чтобы успеть за научно-техническим прогрессом быть на уровне современных требований общества, надо постоянно заниматься самообразованием.
Причины, чаще всего тормозящие занятие самообразованием,- самоуспокоенность, уверенность что я все знаю, отсутствие времени, стимулов, нехватка источников информации. В современных условиях педагог, прежде всего исследователь, обладающий научным мышлением, высоким уровнем педагогического мастерства, развитой педагогической интуицией, критическим анализом, потребностью в профессиональном самовоспитании.
Мотивами для самообразования могут быть следующие:
- Быть в курсе последних изменений в науке и практике своей профессиональной деятельности.
- Конкурентоспособным специалистом, имеющим возможности для карьерного роста.
Источники, используемые в процессе самообразования:
- Литература;
- Видео, аудиоинформация на разных носителях;
- Курсы, семинары, конференции;
- Дискуссии, тренинги, мастер-классы, мероприятия по обмену опытом;
- Проведение поисковой, исследовательской деятельности;
- Изучение информационно-компьютерных технологий и др.
Перечисленные источники знаний могут способствовать одновременному развитию личностного и профессионального роста. В советское время администрация требовала от педагогов завести тетради по самообразованию. Это прошлый век, и творческого профессионала загонять в какие-то рамки было бы неправильно. Инициатива должна исходить от самого педагога. Он должен почувствовать, что без самообразования сегодня работать нельзя. Требование учиться на протяжении жизни не ново для работников любой сферы деятельности. Однако сегодня оно получило новое звучание. Педагог должен не только отслеживать и изучать стремительно происходящие изменения в профессиональной отрасли, но и осваивать современные педагогические технологии. Методические шаги работы по самообразованию педагогов детского сада.
Первый шаг — составление перспективного творческого плана, в котором проявятся профессиональные интересы. В нем необходимо отразить направление, по которому педагог углубленно работает с детьми, педагогами, родителями. Такой план составляется на год, месяц, квартал. Каждый педагог к концу учебного года имеет наработанный материал.
В личном плане самообразования педагога обязательно должны быть спрогнозированы желаемые результаты работы.
Это могут быть:
- Подготовка статей, докладов, сценариев;
- Участие в конференциях;
- Подготовка авторской парциальной программы;
- Разработка методических пособий по одному или нескольким направлениям работы;
- Составление терминологического словаря по предметной тематике;
- Создание банка данных игр, загадок, стихов;
- Разработка комплекта тематических родительских собраний и мероприятий;
- Проекта организации и занятий кружковой работы;
- Конспектов занятий с применением информационных технологий и т.д.
Каждый, кто хочет достигнуть лучшего в своей жизни, должен тратить некоторое время лично на себя, чтобы не отставать от жизни.
Рейтинговая оценка методической работы педагога.
1.Наличие и выполнение плана самообразования.
- Внедрение новых педагогических технологий.
3.Обобщение собственного опыта.
4.Подготовка и проведение открытого мероприятия;
5.Посещение занятий коллег;
6.Участие в методической работе детского сада;
7.Выступление на педсоветах и т.д.
- Публикации – тезисов, статей.
9.Рецензирование методических разработок, пособий.
10.Участие в конкурсах педагогического и профессионального мастерства.
11.Подготовка воспитанников к конкурсам.
13.Повышение квалификации.
14.Участие в районных мероприятиях и другое.